11:49
ОБЩАГОВЫЙ ТУПИК
- Вы бы к дому близко не подходили! - ухватила я за руку молоденькую маму с коляской. - Видите, на стене надпись: "Внимание! Стой! Опасно для жизни!" А вы тут с младенцем прогуливаетесь.

- Да мы живем в этом доме! У нас каждый час жизни в этой общаге опасен для жизни, - с горечью отозвалась женщина. - Что тут придавить может, под окнами, что вместе с ним рухнем - какая разница, никого это не волнует!

Аварийным жильем в Астраханской области никого не удивишь. Его много, очень много. Причем порой здания находятся в ужасающем состоянии. Но то, что довелось увидеть недавно в рабочем поселке Красные Баррикады, уже просто выходит за рамки понимания.

- Наше общежитие, по заключениям всех комиссий, может рухнуть в любой момент! - кричали женщины, окружившие нас плотным кольцом. - Сначала нас лишили части бытовых удобств. Теперь и вовсе собираются выселять всех из общежития! По решению суда! - горячились они. - Куда мы с детьми в зиму пойдем? Кто нас пустит под крышу?

С этими же вопросами они недавно целой делегацией пришли на прием к уполномоченному по правам человека в Астраханской области Ю. Салтыкову. Все другие мыслимые и немыслимые инстанции уже пройдены. Безрезультатно.

Чтобы разобраться, что происходит в Красных Баррикадах с общежитием №1, расположенным по ул. Первомайская, 14, вместе с руководителем аппарата уполномоченного по правам человека Д. Батрашевым и начальником отдела защиты прав человека А. Лысиковым отправились в поселок. Как водится, первые вопросы с упреком главе МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" Светлане Владимировне Тихомировой: "Почему дело дошло до выселения? Как допустили?" В общем, все по типовому российскому сценарию: "Кто виноват?" и "Что делать?" Светлана Владимировна, видимо, уже набившая мозоль на сердце и нервах от подобных наскоков, спокойно выложила перед нами папку с перепиской с различными инстанциями и ведомствами: "Здесь все, что администрация поселка пытается сделать по этой проблеме с 1997 года". Папка размерами поболее энциклопедического словаря будет. Так и проблема большая.

- Мне прямо сказали в нашем министерстве строительства и дорожного хозяйства: "Ваше общежитие - это полный тупик. Как из него выходить, никто не знает", - взволнованно говорила Тихомирова. - А мне надо куда-то, в конце ноября (!) из разрушающегося на глазах дома отселить 125 семей!"

Рабочий поселок - деревня деревней, все здания наперечет, "лишних" жилых помещений нет. Тихомирова об этом вслух не говорит, но все понимают - не приведи Бог, что случится, - спрос, с первой и единственной, с нее будет. Потому что должность такая, потому что в данной ситуации она - тот самый "стрелочник", который во всем виноват.

В ЧЕМ ВИНОВАТА ТИХОМИРОВА?

Да ни в чем - что по большому счету, что по маленькому. Разве только в том, что осмелилась, пройдя выборы, взвалить на свои неюные плечи беды рабочего поселка. Он с конца девяностых не живет, а выживает вместе с заводом, вокруг которого в свое время и вырос. Раньше завод и поселок жили в любви и согласии. Застраивались Баррикады общежитиями для рабочих завода, постепенно обрастали частными домами. По словам бывших сотрудниц завода, и в лучшие для производства времена средства на содержание общаг выделялись по остаточному принципу. Но все же общежития поддерживались в пристойном виде. Капитального же ремонта они не видели никогда. Со временем и дошли до ручки: кирпичная кладка в торцах здания "гуляет" так, что эти самые кирпичи из несущих стен голыми руками можно вынимать. Нынче завод и поселок "в разводе". У бизнеса своих проблем невпроворот: что до кризиса, что во время его. Его цель и задача - прибыль получать. Вот исходя из этого в июне 1994 года в связи с акционированием завода "Красные баррикады" общежитие было передано на баланс администрации одноименного поселка. Был тогда Указ Президента РФ №8 от 10 января 1994 года, требовавший, чтобы предприятия в срочном порядке избавились от "социалки". Да только исполнялась нередко лишь первая часть Указа - о передаче. А о том, что жилые дома, общежития, больницы, детские сады должны были передаваться местной власти только после ремонта или на этот ремонт ведомства обязаны были выделить необходимые средства, частенько "забывали". Под девизом "Надо спасать производство!" сплавляли на руки местным администрациям такие "убитые" здания, что эти самые администрации по сию пору не знают, что с ними делать: ремонт дороже, чем построить новые.

Еще три года, до мая 1997-го шла "передача", когда, наконец, Икрянинское районное представительное собрание приняло решение о том, что общежития теперь являются собственностью сельсоветов и поселков, которую им рекомендовано было "...эффективно использовать... обеспечивать целостность и сохранность... не допускать ухудшения технического состояния... своевременно проводить капитальный и текущий ремонты".

Хорошие рекомендации, ничего не скажешь. Вот бы к ним еще кто денег приложил. Потому что в казне этих самых сельсоветов и поселков мышь с голоду повесилась. Средств хронически не хватает даже на текущий ремонт, где уж там мечтать о капитальном! На помощь из внебюджетных источников на селе тоже надежды мало. Это только столичные воротилы бизнеса какое-то время позволяли себе "социальную ответственность". Теперь не сойти бы с дистанции самим.

И еще три года прошло. В общаге №1 на Первомайской, 14 дела шли все хуже. Тогдашний глава администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" Г.Н. Пищиков, понимая, что самостоятельно поселку проблему не решить, рассылал челобитные, в том числе и в областную администрацию, в департамент строительства с просьбой внести общежития по ул. Первомайская, №12 и №14, в областную программу по аварийному и ветхому жилью. Писал он письма с этой просьбой... три года. В заветной папке с перепиской хранится смета на капитальный ремонт здания. Уже пожелтела от времени. Общежитие официально признано аварийным. Пересказывать все адреса, куда стучалась администрация поселка все эти годы, смысла нет. Ремонта нет, перспектив нет. Люди в нем продолжают жить. А процесс разрушения здания общежития стал стремительно нарастать.

В КРУГЕ ПЕРВОМ? ИЛИ УЖЕ ВО ВТОРОМ?

С приходом в поселок Красные Баррикады нового главы переписка вновь оживилась. Толчком стало... обрушение 23 мая текущего года "наружной версты западной самонесущей торцовой стены в зоне санузлов на площади около 10 кв. метров" и последовавший за этим акт технического обследования здания серьезной комиссией, в которую вошли представители "Астраханграждан-проекта", государственной жилищной инспекции, департамента строительства и архитектуры минстроя Астраханской области. Выводы ее были категоричны: "немедленно исключить пребывание людей в аварийных помещениях... на расстоянии около 9 метров от торцов здания... установить временные ограждения вблизи аварийных конструкций... отключить водонесущие коммуникации в аварийной зоне".

Первоначально планировалось отселить из 125 только 24 семьи, которые жили в непо-средственной близости от зоны обрушения, то есть там, где находятся душевые и туалеты. На очередной "караул!" С. Тихомировой в июне в областную администрацию из департамента строительства и архитектуры пришел ответ: "необходимо срочно отселить жильцов из аварийных помещений, совместно с министерством ЖКХ изыскать финансовые средства для капитального ремонта и реконструкции аварийного здания". Аналогичное письмо на запрос по поводу падающего общежития департамент отправил и первому заместителю председателя Госдумы Астраханской области Я. Винокурову. Перепуганные жильцы 24 комнат в обрушающейся зоне кое-как нашли себе временное пристанище: кто-то снял квартиру, кто-то потеснил родственников. Что дальше? А дальше состояние дома за два летних месяца еще больше ухудшилось. То есть настолько, что С. Тихомирова прямо забросала просьбами о помощи все мыслимые инстанции. И в августе получила, уже из министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, еще одно письмо. Суть его в том, что переселение из ветхого и аварийного фонда идет в рамках закона о фонде содействия реформированию ЖКХ. Для получения средств из фонда разработана региональная программа переселения на 2008 - 2011 годы. "Включение в программу объектов специализированного жилищного фонда, к которому относятся общежития, не предусмотрено". Более того, Икрянинский район вообще не включен в заявку на получение средств из фонда по переселению из аварийного жилья, поскольку не выполнил необходимых для этого условий. А еще Светлане Владимировне напомнили, что "указанные в обращении здания общежитий являются муниципальной собственностью... Собственник несет бремя содержания..." и т.д.

Но самое печальное, что "здание общежития не может быть реконструировано, так как находится в аварийном состоянии, а здания, признанные аварийными в установленном порядке, подлежат отселению и сносу".

Напомню, прошло всего два месяца, после того как департамент министерства рекомендовал дом капитально отремонтировать! И деньги администрация поселка искала именно на ремонт! Интересна позиция администрации Икрянинского района, которая, опять же в октябре, рассмотрев "реализацию программы "Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда Икрянинского района на 2008 - 2011 гг.", рекомендовала главам администраций муниципальных образований ускорить подготовку необходимых документов по жилым домам, включенным в реестр программы с целью завершения ее по объектам 2009 года в текущем году (выд. авт.)". Кто-нибудь что-нибудь понял из этой "рекомендации"? Я - нет.

Ясно другое: ремонтировать разваливающуюся буквально на глазах общагу не будут; под программу о переселении из аварийного жилья она не подпадает. Потому как - общага.

Так бы и дальше все висело в воздухе (причем и в прямом смысле слова тоже), если бы в набат не забила комиссия по ЧС и пожарной безопасности МО "Икрянинский район". Видимо, отдавая себе отчет, что жильцы злополучного общежития вот-вот станут уже объектами их сферы деятельности, то есть спасаемыми, силами инспекции по пожарному надзору Икрянинского района провели 3 октября проверку противопожарного состояния общежития. Количество выявленных нарушений в протоколе заняло пол-листа. Икрянинский районный суд по результатам проверки 21 октября рассмотрел административное дело в отношении МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" и постановил признать его как юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения и приостановить деятельность общежития №1 на 90 суток до устранения нарушений правил пожарной безопасности. Кто виноват, нашли. Круг замкнулся.

ВЫХОДА НЕТ?

На день посещения Красных Баррикад представителями аппарата уполномоченного по правам человека, то есть 13 ноября, в общежитии проживало около 70 семей.

Жильцы получили от администрации МО письма, уведомляющие, что решение о переселении принято. Куда и когда, не сказано. В закрытых из-за опасности обрушения торцах здания "умельцы" выдрали радиаторы отопления на металлолом. Общага, в которой полно детей, осталась в ноябре без тепла. В любой момент может отключиться электричество, на котором и готовят, и отапливают комнаты. Но главное, в уведомлении сказано, что жильцам общежития "запрещено пользоваться санузлами и душевыми". Каким образом можно обойтись без туалета в пятиэтажном здании? Во дворе "скворечник" поставить на 200 человек? Вопрос без ответа.

- Нам впору землянки рыть. Не рухнем вместе с домом, так сгорим. Не сгорим, так замерзнем! Пока жертв не будет, видно, никто нашу проблему и не решит! - накликивали беду бабоньки на импровизированном митинге по случаю нашего приезда. Все это время в администрации поселка искали, куда отселить людей. Завод в помощи отказал категорично, несмотря на то, что многие жильцы общежития по-прежнему работают на нем. Своего маневренного фонда на случай таких вот форс-мажорных ситуаций в поселке нет и никогда не было. На покупку жилья на вторичном рынке для "отселенцев" требуется как минимум 50 млн. рублей. Но где их взять? Новое жилье в поселке не строится. Последний новый жилой дом был сдан в эксплуатацию после семи лет строительства в 2005 году.

КРАСНОЕ И БЕЛОЕ

Через дорогу от этого "красного", как его по цвету кирпича называют в поселке общежития, стоит "белое". Тоже пятиэтажное. Тоже аварийное, но пока подлежащее не сносу, а всего лишь капремонту. В каком состоянии там электропроводка, пожарным инспекторам лучше не видеть даже в ночном кошмаре. Его белые стены тоже "украшает" плакат "Под балконами не ходить! Опасно для жизни!" В игровые комнаты этого общежития, которые жильцы с незапамятных времен приспособили под кухни, поскольку в крохотных комнатушках стол поставить некуда, планируется втиснуть 26 семей из "красного". Насколько "улучшатся" условия жизни тех, кто в нем живет, оставим без комментариев.

Куда девать остальных "отселенцев", совершенно непонятно. Как вариант (хотя альтернативы просто нет) рассматривается корпус детской больницы в с. Федоровка. Но это еще только восемь семей! Да и как оттуда ездить на работу, в школу, в детский сад? К тому же там необходимо делать серьезный ремонт. А это - время. И деньги.

Еще одна сторона проблемы: даже при условии успешного временного расселения людей при сносе дома они теряют адрес регистрации. Это потеря детских пособий, пенсий, страховых медицинских полисов и т.д.

О критической ситуации в общежитии №1 Красных Баррикад знают в правительстве Астраханской области, Государственной Думе Астраханской области, в ГО и ЧС, в службе строительного и жилищного надзора области, в аппарате уполномоченного по правам человека. Вероятно, знают и в прокуратуре. И что?

У нас сейчас в государстве продекларирована социально ориентированная политика. Несмотря на экономический кризис. Только в Красных Баррикадах пять общежитий. Четыре из них признаны аварийными и подлежат сносу. В то же время Жилищный кодекс РФ гласит, что общежития - это жилые помещения специализированного жилого фонда, которые "предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения" (ст. 94 ЖК РФ). Временного! Тот, кто живет в общагах, бывших заводских, знает, что нет ничего более постоянного, чем их жизнь там. На другое жилье этим людям вовек не заработать. И нет ни одной государственной программы, которая дала бы им хоть какую-то надежду на нормальное жилье, на человеческие условия жизни для них самих и их детей. Нет их в законе - нет и проблемы. И денег на ее решение тоже нет.

Р.S.: За каждого погибшего при чрезвычайных ситуациях в нашей стране теперь, как правило, родственникам выдают по 100 тыс. рублей, а за пострадавших - 50 тыс. Причем в законе есть специальная статья расходов на такие выплаты. А значит, за эти деньги никого не накажут и под суд не отдадут.

Лира НЕМЦОВА, обозреватель "Волги"
28.11 Волга: №178 (25461)

источник
http://volgaru.ru/index.php?oth&article=1420

Категория: ЖКХ,вода,газ | Просмотров: 1063 | Добавил: ikryanoe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]